Создания технологического парка





          Телефон в Москве: +7 965 302-10-15
          WhatsApp: Обмен Бизнес-планами
          Telegram: @andreyvedrus
   
Профессиональные
навыки  
Публикации
Реализованные
проекты
Инвестиции
Инновации
Бизнес-планы
Вопросы-ответы






Содержание


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

РАЗДЕЛ 1.


Введение

1. Основные понятия, используемые в концепции

2. Характеристика научно-технического, инновационного и инвестиционного потенциала Архангельской области

3. Определение основных целей и задач инновационного развития региона

4. Краткое описание создаваемого технопарка, цели, задачи и принципы функционирования

5. Учредители технопарка и управляющей компании, организационно-правовая структура технопарка

6. Организационно-функциональная структура технопарка, описание модели управления

7. Определение направлений деятельности технопарка

8. Социально-экономический эффект от создания и функционирования технопарка, определение технико-экономических показателей проекта и бюджетной эффективности проекта

9. Определение профиля потенциального якорного резидента, резидента, участника с включением перечня резидентов

10. Основные источники финансирования проекта, расчет инвестиционных сценариев развития технопарка

11. Механизмы дальнейшего развития технопарка

12. Механизмы реализации концепции® План действий по реализации концепции

13. Заключение.

Приложение 1 Данные о плановой загруженности оборудования и лабораторий Центра коллективного пользования САФУ
Приложение 2 Параметры инновационного развития Архангельской области
Приложение 3 Целевые показатели развития технопарка Архангельской области
Приложение 4 Этапы развития технопарка, определение основных типов объектов будущего комплекса, дополнительных коммерческих, технических и общественных сооружений и предполагаемых услуг будущим покупателям и арендаторам
Приложение 5 Основные типы объектов будущего комплекса в разрезе этапов реализации проекта по созданию технопарка
Приложение 6 Предполагаемые услуги будущим покупателям и арендаторам в разрезе этапов реализации проекта по созданию технопарка
Приложение 7 Проект положения о наблюдательном совете Архангельского технопарка
Приложение 8 Перечень потенциальных якорных резидентов, резидентов, участников технопарка, осуществляющих в настоящее время деятельность на территории Архангельской области
Приложение 9 Перечень потенциальных якорных резидентов, резидентов, участников технопарка, осуществляющих в настоящее время деятельность на территории иных субъектов Российской Федерации
Приложение 10 Информация о программах федерального уровня, участие в которых представляет собой возможность привлечь финансирование на проект
Приложение 11 Информация о программах федерального уровня, участие в которых представляет собой возможность привлечь финансирование на проект (сокращенная)
Приложение 12 Аналитическая записка по результатам анализа нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания и функционирования технопарков в РФ, включая предложения по принятию новых либо изменению уже действующих региональных нормативных правовых актов





Создания технологического парка на территории Архангельской области



        Настоящая концепция создания технологического парка на территории Архангельской области (далее также соответственно – концепция, технопарк) разработана на основе положений следующих документов стратегического планирования Российской Федерации и Архангельской области:
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
  • Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р);
  • План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2012 г. № 1939-р);
  • Указы Президента Российской Федерации № 596-606 от 7 мая 2012 г.; - Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р);
  • Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (утверждена Приказом Минпромэнерго России от 6 сентября 2007 г. № 354);
  • Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г. № 248/482);
  • Государственные программы Российской Федерации (утверждены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации);
  • Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утвержден Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки. Требования»;
  • Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года;
  • Инвестиционная стратегия Архангельской области на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Архангельской области № 46-рп от 25 февраля 2016 г.).

        В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одной из важнейших государственных задач является принятие мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства В частности, предполагается развитие инфраструктуры поддержки в рамках технопарков. При этом особое внимание уделяется необходимости радикального повышения эффективности существующих и создаваемых технопарков, так как данные институты развития в настоящее время являются ключевым элементом инфраструктуры современной инновационной экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Деятельность технопарков, как правило, повышает уровень конкурентоспособности территории на мировом рынке вследствие проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также последующего вывода на рынок высокотехнологичной продукции. Технопарк как объект инновационной инфраструктуры призван обеспечивать территориальную концентрацию финансовых, производственных и трудовых ресурсов для ускорения инновационного развития приоритетных отраслей экономики региона.
        В стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года указывается, что роль Архангельской области в экономике Российской Федерации заключается в первоочередном развитии следующих секторов экономики на территории региона: судостроение и судоремонт, приборостроение, лесопромышленный комплекс, секторы обеспечения добычи и переработки углеводородного сырья, добыча алмазов, химия и нефтехимия, агропромышленный комплекс (в первую очередь, производства картофеля и животноводства), рыбохозяйственный комплекс, строительство, туризм, экология® На территории Архангельской области планируется реализовать следующие крупные инфраструктурные проекты: строительство глубоководного района в северной части порта, строительство железной дороги «Белкомур», модернизация контейнерных терминалов на территории порта Архангельск, усиление распределительных функций и обеспечение выдачи мощности электростанций в отношении сетей напряжением 220 кВ, строительство электростанций и котельных на основе использования биомассы.
        Одним из механизмов реализации данных проектов, способствующих развитию экономики Архангельской области, может стать технопарк – «управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка1».
        Исходя из вышеизложенного, основным предназначением создаваемого на территории Архангельской области технопарка должно стать участие резидентов данного института развития в производственных цепочках приоритетных отраслей региона путем создания новых производств и генерирования новых технологий. Технопарк, создаваемый на территории Архангельской области, должен стать драйвером инновационного развития региона, важным фактором возрождения производственной инфраструктуры на территории Архангельской области, фактором повышения результативности научных разработок, повышения эффективности взаимодействия науки, государства и бизнеса, повышения спроса на инновации со стороны организаций региона. Также технопарк должен генерировать стимулы для населения Архангельской области в целях снижения миграционного оттока из региона. Основной задачей настоящей концепции является полноценное описание роли и места технопарка в экономике Архангельской области на период до 2025 года2, а также определение основных целей, задач и мероприятий по созданию и развитию технопарка на территории Архангельской области.
        Настоящая концепция разработана на период до 2025 года и подлежит актуализации один раз в два года на предмет соответствия основополагающим документам стратегического планирования и складывающейся социально-экономической ситуации.

2. Характеристика научно-технического, инновационного и инвестиционного потенциала Архангельской области
2.1. Инновационный и научно-технический потенциал Архангельской области
        Архангельская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала, располагает необходимыми условиями для развития инновационной деятельности. В регионе имеются предпосылки активизации инновационных процессов, проявляющиеся в наращивании высокотехнологичного производственного потенциала, повышении эффективности работы инновационной инфраструктуры.
        Инновационная система Архангельской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции, поддерживающих инновационную деятельность. На сегодняшний день основными направлениями инновационно-технологического развития экономики области являются: машиностроение и приборостроение военно-промышленного комплекса, лесопереработка, биомедицинские технологии, энергоэффективность, охрана здоровья человека и окружающей среды, информационно-коммуникационные технологии.
        Основываясь на данных, полученных в результате составления Рейтинга инновационного развития регионов (далее – Рейтинг), который отличается своей комплексностью, открытостью методологии, регулярностью выпуска, а также соответствием международным статистическим стандартам, можно получить целостную картину состояния и развития инновационного и научно-технического потенциала Архангельской области.
        Учитывая то обстоятельство, что на формирование инновационного и научнотехнического потенциала оказывают влияние различные факторы, выраженные множеством показателей, использование субиндексов позволяет компенсировать большое число показателей и повысить информативность анализа® В этой связи использование следующих четырех индексов (субиндексов), а именно социально-экономических условий инновационной деятельности; научно-технического потенциала; инновационной деятельности; качества инновационной политики (субиндексы 1-го уровня), дает возможность комплексно оценить состояние и динамику развития инновационного и научно-технического потенциала Архангельской области: Динамика основных субиндексов, входящих в состав российского регионального инновационного индекса, показана на рисунке.

4. Краткое описание создаваемого технопарка, цели, задачи и принципы функционирования

        В соответствии с общими параметрами системы инновационного развития Архангельской области, определенными в разделе 3 настоящей концепции, единый орган, ответственный за инновационное развитие малого и среднего предпринимательства на территории Архангельской области, будет осуществлять свою деятельность под брендом «технопарк» с функциями технопарка, центра кластерного развития, бизнес-инкубатора. С одной стороны, данная схема позволит проводить более точно направленную политику по стимулированию приоритетных инновационных отраслей экономики Архангельской области. С другой стороны, консолидация усилий в формате «одного окна» позволит организовать систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на системной основе. В этом контексте на территории региона будет функционировать единый институт развития, который может предложить различные варианты поддержки в зависимости от отрасли функционирования и уровня зрелости организации. Кроме того, концентрация усилий в рамках одной организации позволит сократить такие избыточные дополнительные расходы, как расходы на бухгалтерские услуги, кадровую службу, техническое обеспечение деятельности организации и иные вспомогательные и обеспечивающие функции® Основной отличительной особенностью создаваемого технопарка будет его создание под непосредственным контролем двух учредителей: Правительства Архангельской области и Северного (Арктического) федерального университета, что позволит повысить вероятность успешной реализации данного проекта.
        Данная модель подразумевает, что технопарк, как минимум на протяжении первых 10 лет его функционирования, будет находиться в государственной собственности, а управлением технопарка будет заниматься специализированная организация с государственным участием® При этом специализация технопарка должна быть в первую очередь направлена на производство инновационных товаров на серийной основе. Опыт иных регионов свидетельствует о целесообразности, по крайней мере в первые несколько лет, развития целого ряда отраслей в технопарке в целях преодоления риска незаполнения площадей® Технопарк на территории Архангельской области должен стать центром инновационных процессов в регионе, движущей силой существующих в настоящее время территориальных кластеров в регионе, а также вновь создаваемых кластеров.
        В целом, деятельность технопарка на территории Архангельской области должна базироваться на следующих принципах:
  • принцип окупаемости, который предполагает отбор и стимулирование развития резидентов, способных за счет налоговых платежей покрыть инвестиций на создание и функционирование технопарка. При этом основной упор делается на максимизацию числа резидентов и участников технопарка, то есть сформированные площади должны быть заполнены, как минимум, на 85-90%;
  • принцип максимальной самостоятельности, предполагающий самостоятельное функционирование резидентов в рамках правил управляющей компании и заключенных соглашений.

        Деятельность технопарка, как создающегося института развития, должна быть направлена на увеличение темпов экономического роста Архангельской области. В этом контексте в качестве цели следует определить максимизацию выручки якорных резидентов, резидентов и участников технопарка, а, следовательно, и максимизацию налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по итогам деятельности якорных резидентов, резидентов и участников технопарка. Следует отметить, что данная цель соответствует целевым показателям, определенным федеральной нормативной правовой базой® При этом сама роль технопарка, как института развития, не подразумевает операционной прибыльности управляющей компании, а является фактором роста доходной части региональных и местных бюджетов, в том числе за счет которых и будет обеспечиваться строительство, развитие и содержание технопарка. Анализ достижения цели будет осуществляться на базе следующих показателей:
  • совокупная выручка резидентов и участников технопарка, исчисленная для целей налогообложения (в том числе, анализируется данный показатель в расчете на одного резидента и участника технопарка);
  • отношение совокупной выручки резидентов и участников технопарка к совокупному осуществленному и планируемому объему финансирования создания инфраструктуры технопарка за счет средств федерального бюджета и бюджета Архангельской области;
  • совокупная добавленная стоимость, получаемая на территории технопарка (в том числе, анализируется данный показатель в расчете на одного резидента и участника технопарка);
  • число якорных резидентов, резидентов и участников технопарка.
Целевые значения данных показателей приводятся в приложении 3 к настоящей концепции.
        Технопарк на территории Архангельской области, как предполагается, будет создаваться и функционировать в тесном сотрудничестве с САФУ. В частности, как ожидается, для целей создания технопарка будет создано отдельное юридическое лицо, которое и станет управляющей компанией для технопарка® При этом сотрудничество органов власти и САФУ будет осуществляться на основе объединения имеющихся ресурсов всех заинтересованных сторон. В частности, предполагается, что со стороны САФУ будут использоваться следующие ресурсы: оборудование, имеющиеся в наличии здания и помещения, научная экспертиза. В то же время со стороны органов власти Архангельской области целесообразен вклад следующими ресурсами: земельные участки, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, направленные на подготовку соответствующих заявок на финансирование в федеральные органы исполнительной власти и продвижение проекта в целом.
        Работу по достижению поставленной цели с учетом сроков выделения земельного участка, строительства отдельных зданий, создания инфраструктуры, поиска якорных резидентов, резидентов и участников технопарка и иных затратных по времени процедур наиболее целесообразно проводить в разрезе отдельных этапов. Создание и развитие технопарка на территории Архангельской области, с учетом ее нынешнего уровня социально-экономического развития, будет, безусловно, небыстрым процессом. По причине того, что нынешний уровень развития инновационной экосистемы Архангельской области находится на достаточно невысоком уровне, следует спрогнозировать, что создание технопарка в качестве отдельного, территориально обособленного производственно-инновационного комплекса, растянется во времени на срок до 3-4 лет. Тем не менее, комплекс работ по данному направлению целесообразно начинать уже в настоящее время. Объекты, необходимые для функционирования технопарка, безусловно, будут различаться в зависимости от степени зрелости технопарка. Предполагается, что создание и развитие технопарка на территории Архангельской области будет состоять из трёх этапов зрелости, различающихся между собой различным набором целей, задач, мероприятий, различными объемами инвестиций и используемыми ресурсами. В частности, предполагаются следующие три этапа создания и развития технопарка на территории Архангельской области:
  1. Первый этап (начальный, подготовительный). Ключевой результат реализации данного этапа: функционирование технопарка как «первого среди равных» инструментов поддержки развития малого и среднего бизнеса на севере Архангельской области, то есть основные решения по стимулированию развития субъектов малого и среднего бизнеса на территории северной части Архангельской области будут приниматься через призму развития инновационных технологий в целом и технопарка в частности. Отдельно стоит рассмотреть вопрос за счет чего будет расти критическая масса технологических организаций на этапе «прототехнопарк», а также в чем заключается интерес организаций в становлении резидентами технопарка. Являясь достаточно новыми институтом для Архангельской области (предыдущие институты развития либо не работали на создание технологических компаний напрямую, либо были в некоторой степени скомпрометированы), технопарк требует, в первую очередь, построения доверительных отношений между созданным институтом развития и технологическими компаниями региона. Таким образом, первоначально следует создать пример «лучшей практики» размещения на территории технопарка первых резидентов, предложив им выгодные условия по использованию соответствующего технологического оборудования, а также по арендным ставкам. По итогам апробации работы технопарка на первых резидентах целесообразно сформировать стандарты привлечения и функционирования на территории технопарка соответствующих резидентов с учетом проектов, развивающихся в бизнес-инкубаторе. Так или иначе, набор критической массы резидентов на первом этапе будет зависеть, как представляется, в наибольшей мере от уровня активности управляющей организации и соответствующих органов исполнительной власти: насколько при реализации данного проекта представителям региональных органов власти и САФУ удастся отказаться от формализма и сконцентрироваться на достижении определенных в рамках настоящей концепции значений целевых показателей. В этом контексте интерес организаций будет состоять в получении доступа к высокотехнологичному оборудованию, сниженным арендным ставкам, качественному бизнес-консультированию и, что немаловажно, к четко определенным «правилам игры» в технопарке на среднесрочную перспективу – свыше трех лет.
  2. Второй этап (ввод в эксплуатацию отдельного здания). Ключевой результат реализации данного этапа: закрепление технопарка как основного механизма стимулирования инновационных процессов на территории региона, производство инновационных товаров и услуг.
  3. Третий этап (начало трансформации технопарка в технополис). Ключевой результат реализации данного этапа: формирование научно-производственного комплекса, предполагающего гармоничное сочетание деятельности исследовательских организаций, производственных предприятий, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, взаимно дополняющих друг друга.
Таким образом, предполагается целесообразной схема развития технопарка на территории Архангельской области, приведенная в приложении 4. Также, для обеспечения достижения цели для каждого из этапов зрелости создания и развития технопарка разработаны отдельные задачи и укрупненные мероприятия. В таблице 6 приводится информация о задачах, укрупненных мероприятиях и сроках реализации отдельных этапов.

10. Основные источники финансирования проекта, расчет инвестиционных сценариев развития технопарка

        Расчет критериев экономической и финансовой эффективности проекта приведен в таблице. При этом следует отметить, что затраты на закупку оборудования в рамках данной концепции не отнесены к затратам, так как предполагается использование оборудования, имеющегося на балансе САФУ для целей функционирования технопарка хотя бы на первом этапе.
Наименовани е показателя (сокращенное ) Пояснение показателя Значение показателя при ставке дисконтирован ия 8.4% (WACC 1) Значение показателя при ставке дисконтирован ия 20.2% (WACC 2)
n Число периодов, в течение которого генерируется денежный приток 9 9
NPV Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или Чистая текущая стоимость, или Чистая приведённая стоимость, рублей -79 056 691,97 -71 336 094,63
IRR Внутренняя норма доходности (ВНД), или Внутренняя норма прибыли, % 3,34 8,73
DPI Дисконтированный индекс рентабельности (PI - индекс рентабельности), единиц -1,87 -26,44


13. Заключение
        Основной отличительной особенностью создаваемого на территории Архангельской области технопарка будет его создание под непосредственным контролем двух учредителей: Правительства Архангельской области и Северного (Арктического) федерального университета (САФУ), что позволит повысить вероятность успешной реализации данного проекта. Предполагаются следующие три этапа создания и развития технопарка на территории Архангельской области:
  1. Первый этап (начальный, подготовительный) – 2017–2018 гг® На данном этапе организуется работа по предоставлению в аренду отобранным по итогам конкурса организациям производственных (в т.ч. лабораторных), складских и офисных помещений в здании (помещении) площадью около 2000 м2. На территории здания (помещения) силами управляющей компании организуется предоставление резидентам «прототехнопарка» бухгалтерских, юридических, образовательных услуг. В деятельность технопарка может быть вовлечено оборудование лабораторий САФУ, Северного государственного медицинского университета (СГМУ), а также других учреждений высшего образования и научно-исследовательских институтов, действующих в Архангельской области. В случае реализации модели совместной работы Правительства Архангельской области и САФУ по вопросу развития технопарка целесообразным является использование предложенного САФУ здания по адресу: город Архангельск, Ломоносовский округ, ул. Урицкого, д. 68, корп. 3.
  2. Второй этап (ввод в эксплуатацию отдельного здания) – 2019–2020 гг. На данном этапе будет построено и введено в эксплуатацию основное здание технопарка с общей площадью территории не менее 3,5 га, площадь офисных, технических, производственных (в т.ч. лабораторных), административных, складских и иных помещений и сооружений, входящих в имущественный комплекс технопарка, будет составлять не менее 5 000 м2. Не менее 50% площади будет отводиться под размещение резидентов из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам анализа среди имеющихся потенциально участков для долгосрочного развития для целей технопарка признана территория бывшего лампового завода на территории города Архангельска.
  3. Третий этап (начало трансформации технопарка в технополис) – с 2021 года. На данном этапе на территории технопарка или близлежащей территории будет вестись работа по возведению комплекса зданий (производственные объекты, центр технологического обеспечения инновационной деятельности, логистический центр, общественно-деловой центр, коттеджный поселок и т.д.).

        Соответственно базовым целям развития Архангельской области определены приоритетные направления деятельности технологического парка:
  • производство оборудования и программного обеспечения систем связи, контроля и управления, производство электрических машин и электрооборудования, в том числе изготовление корпусов и шкафов;
  • предоставление высокотехнологичных портовых услуг; - технологии в отраслях строительства и коммунального хозяйства;
  • прикладные исследования в отраслях обрабатывающих производств, в том числе в пищевой промышленности, а также экологии;
  • биомедицинские технологии, медицинская техника и материалы;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • судостроение и судоремонт;
  • лесопереработка и деревообработка;
  • нефтегазовые технологии.

        По итогам разработки финансовой модели будет наблюдаться следующий социально-экономический эффект от деятельности технопарка и его резидентов: